Техническое задание

Из чего должно состоять техническое задание на разработку сайта?! Очень часто клиенты не могут сформулировать то, что они хотят получить в результате нашего сотрудничества. Даже разработка самого простого сайта становится некоторой головной болью для клиентов на самом первом этапе, еще до заключения договора — составление технического задания.

Техническое задание является неотъемлемой частью договора на разработку сайта. Для простого сайта оно может состоять из следующих разделов…

1. Прототипирование страниц

Прототип – это схематичное расположение элементов, которые будут находиться на сайте. Прототип можно нарисовать от руки, сделать это с помощью MS Excel, Visio, в графических редакторах (как правило, векторных), или специальных редакторах для создания прототипов. Прототип – это эскиз сайта будущего сайта.

Техническое задание может содержать прототип будущего сайта.

2. Требования к дизайну

Дизайн – это визуализация сайта, которая помогает правильно воспринять посетителем контент. Основные элементы дизайна сайта – это цветовая схема, типографика (шрифты, кегель, межстрочные и межбуквенные интервалы, колонки, отступы, буквица и пр.), графические элементы (логотип, «иконки»), изображения, заголовки, поля и прочее.

Техническое задание обязательно должно содержать требования к дизайну. Оно может быть точным. Например, фрагмент одного технического задания:

«…использовать шрифт для текста PT Sans, цвет #5f5f5f, размер 15px…»

А может быть и весьма примерным, например:

«…сайт должен быть выполнен в цветах фирменного стиля и логотипа компании. Для фона необходимо использовать темные цвета (близкие к черному), для текста светлые близкие к белому… Шрифт должен использоваться классический с засечками…»

3. Структура

Структура сайта – это название страниц и разделов сайта. Каждая страница на сайте не должна быть просто так. Не нужно делать на сайте пустые страницы, что повесить на них текст: «Раздел находится в разработке». Опубликованный сайт должен быть полностью заполнен. Не нужно вешать заглушки, информирующие посетителей о разработке контента. Это очень плохой признак. Каждая страница вашего сайта должна нести ту или иную информацию, которая называется контент. В структуре сайта нужно учесть способ подачи информации: текст, текст и изображения, слайдшоу, фотогалерея, встроенные видеоролики и т.д.

О самом контенте читайте ниже.

Описание структуры будущего сайта – это обязательный пункт в техническом задании.

4. Навигация

Навигация по сайту – это взаимосвязь ссылок для перехода посетителей с одной страницы на другую. От навигации зависит то, насколько ваш сайт будет удобен для перемещения по нему посетителями. Основной элемент навигации – это меню, которое может быть как одноуровневое, так и многоуровневое.

Кроме него есть еще баннеры, ссылки в тексте, поиск по сайту, поиск по темам или тегам и прочие элементы.

В случае с сайтом-каталогом или интернет-магазином основным элементов навигации будет каталог предлагаемой продукции, а так же его категоризация.

В техническом задании раздел навигация должен обязательно коррелировать со структурой сайта. Это очевидно!

5. Интерактивные элементы

Интерактивные элементы необходимы для «диалога» сайта со своим посетителем. В качестве таких элементов могут быть формы для заполнения, опросы, кнопки социальных сетей. Безусловно, в случае с интернет-магазином, основной интерактивный элемент – корзина с покупками, а далее страница для оформления заказа. Не стоит забывать про различные виды поиска товара, фильтры по цене, производителю и т.д. Очень часто в интернет магазинах реализована функциональность сравнения характеристик схожих товаров.

Не все сайты содержат интерактивные элементы. Тем не менее, тенденция очевидна. Простая контактная форма и интерактивная карта Google Maps с отметкой местонахождения офиса компании, присутствуют почти на всех сайтах.

6. Контент

Контент – это содержимое сайта, то ради чего и был разработан сайт. Все остальное, а именно: дизайн, структура, навигация, интерактив — это всего лишь способ его подачи и восприятия. Контент может быть текстовым, фото, графическим, инфографическим, медиаконтент (аудио, видео, флешанимация). Контент влияет на поисковую выдачу сайта в по тем или иным запросам. Основное условие ранжирование сайта в поисковых системах – уникальность контента, в первую очередь, текстового.

Чтобы сайт не был чрезмерно однообразным текстовый контент нужно «разбавлять» различными визуальными элементами: графикой, инфографикой, схемами, фото, прочими медиавставками. В противном случае,  интерес к дальнейшему просмотру сайта у посетителей быстро пропадет. Существуют также различные динамические элементы подачи контента, которые встраиваются в виде скриптов (JavaScript): деление на вкладки («табы»), развертывающиеся списки («тоглы» и «аккордионы»), показ текстового контента в виде слайдов («каруселька») и многое другое.

При составлении технического задания важно учитывать следующее: кто предоставляет контент, способ публикация контента (публикуется сразу и далее будет пополняться, публикуется сразу и далее не будет пополняться, не публикуется вовсе). Последний вариант – это только для блогов. В остальных случаях чаще всего встречается – вариант номер один.

7. Адаптивный дизайн

Современный сайт должен открываться не только в браузерах настольных компьютеров, но и мобильных устройствах. И не просто открываться, но и восприниматься никак не хуже.

Необязательное, но рекомендуемое требование к сайту – использовать адаптивную верстку.

8. Прочее

Замечательный раздел технического задания «Прочее», в котором можно еще описать множество иных требований.

Аудитория сайта. Если сайт рассчитан в первую очередь на женскую аудиторию, то как правило теплые цвета, шрифты с засечками, простая навигация. Для мужской – наоборот, минималистичный дизайн, многоуровневая навигация, больше интерактивных и динамических элементов. Возраст до 35 – адаптивный дизайн, больше визуализации, меньше текста, но зато можно использовать малый кегель шрифта.

Цель создания сайта. Цели могут быть разные: информирование посетителя, активная цель, рекламная и т.д. Все они сводятся к одному – увеличение числа конверсий. Конверсия – это соотношение посетителей, которые выполнили действия, согласно цели, к посетителям, которые просмотрели сайт. К примеру, цель сайта может быть заказ товара или услуги прямо на сайте. А может быть просто информирования посетителя о товаре, который находится на полках в каждом супермаркете.

9. Сроки разработки.

Неотъемлемой части технического задания должны быть сроки разработки сайта, которых нужно придерживаться.